|
…одержании, принципах, функциях, формах и методах управления:
- критерий системности и функциональности, отражает целенаправленность образовательного процесса, организованность, технологичность, обеспеченность ресурсами всех уровней управления качеством; - критерий непрерывности и надежности, характеризующий структурную организованность и функциональную исполнительность в непрерывной системе управления качеством; - критерий продуктивности, предполагающий прирост какой-либо системы учебных и внеучебных занятий в совокупном результате образовательного процесса (образовательного продукта); - критерий оптимальности предполагает соотношение затрат сил, ресурсов, времени и полученного результата (образовательного продукта); - критерий адаптивности показывает степень приспособленности индивида к образовательному процессу и формируемым качествам для будущей жизни и деятельности в социуме; - критерий дуальности предполагает формирование двух взаимосвязанных каналов управления - функционирующего (тактического) и развивающего (стратегического). Названные показатели и критерии являются общими для любой образовательной системы. В то же время, следует отметить, что определение в рамках школы (т.е. конкретного образовательного учреждения) критериев оценки управления процессом достижения нового качества образования должно быть основано на выявлении стратегических направлений развития школы и, тех прогнозируемых результатов, которые будут отражать новый уровень качества всей образовательной системы, образовательных услуг, результатов образования. Следует отметить, что при выделении общих критериев и показателей оценки качества образования, необходимо выделять и частные критерии, и показатели, отражающие специфику деятельности конкретного образовательного учреждения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Программа управления качеством образования является тем механизмом, который позволяет не только определить стратегию деятельности школы по достижению нового качества образования, но и тактику реализации данного процесса на практике, с учетом того, что: - качество образования в условиях школы приобретает конкретные очертания, в качестве которых выступают основные направления перспективного развития данного образовательного учреждения, способные сделать его конкурентоспособным на рынке образовательных услуг; - качество образование – динамическое явление, поэтому при сохранении ряда устойчивых традиционных показателей качества образования, некоторые критерии его оценки будут меняться; - качество школьного образования обладает проектной природой, т.е. выступает в роли общего критерия результативности функционирования школы, т.е. должно прогнозироваться, проектироваться и планироваться, как некая стратегия развития школы; - достижение нового качества образование в условиях школы – это создание условий, способных обеспечить благоприятную адаптацию, социализацию и интеграцию школьника (выпускника) в систему социальных отношений; - управлять качеством образования, значит – создать действенные механизмы, способные обеспечить устойчивое и продуктивное развитие школы, в соответствии с запросами всех субъектов образовательного процесса и основными направлениями концепции модернизации общего образования. 3. Информационная справка о школе 1.1.Краткие сведения об истории, традициях, наследии школы Карымская средняя школа N 1 была открыта 23 октября 1963 года. Формирование коллектива школы велось на базе педагогического коллектива Карымской семилетней школы N 2. Первоначально школа была интернатного типа с 11-летним сроком обучения .Дети обучались из с.Солонцово , Кадахта ,Маяки, Кайдалово и других сел района .Кроме образовательной подготовки, школа осуществляла и производственное, профессиональное обучение по специальностям: продавец , пионервожатый, воспитатель детского сада ,слесарь по ремонту электродвигателей, слесарь по обработке металла ,водитель авто-мототранспортных средств. Для осуществления педагогической деятельности был сформирован коллектив в количестве 73 человек. Первым директором был Азерников Нафталий Владимирович, завучем по производственному обучению – Зубарев Александр Никифорович. Проектная наполняемость школы 520 человек. Но практически до 1980 года в школе обучалось 1000-1200 человек. Школа работала и работает в две смены. До 1996 года имела филиал начальной школы. Наполняемость классов в разные годы составляла от 22 до 45 учащихся. За годы работы в школе создана, эксплуатируется и пополняется база для изучения автодела и машинописи, где дети приобретают профессии водителя категории « ВС» и секретаря- делопроизводителя. За 42 года более 2000 учащихся приобрели профессию на базе школы. Сегодня в школе работает 45 учителей, обучается 560 учащихся. 1.2.Количественная характеристикаВ течение ряда лет в школе в среднем обучается не меньше 600 учащихся, постоянно комплектуется не менее 30 класса - комплектов. 1.3.Характеристика педагогического коллектива В школе работает от 40 до 50 учителей, состав педагогического коллектива на протяжении ряда лет постоянен. В данном коллективе работает: учителей с высшей категорией – 3, с первой категорией –11, со второй категорией – 21. Стажевые разряды имеют 11 учителей. Высшее образование имеют 33 учителя; среднее специальное – 12 учителей; незаконченное высшее –3 учителя. Основная масса учителей это люди в возрасте от 20 до 40 лет. Это говорит о том, что коллектив развивающийся: в нем есть учителя с большим педагогическим опытом, учителя со средним стажем и молодые специалисты, то есть потенциал данного коллектива позволяет перейти на более высокую ступень развития. 1.4.Особенности управления школой Административное управление осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через заместителей, педагогический совет, методический совет. Заместители директора, прежде всего, реализуют оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационно-целевую, информационно- аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции. 1.5.Состояние материально-технической базы Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Карымское расположена в отдаленном от центра районе со слабо развитой социально культурной сферой по адресу: улица Ленинградская,100.Школа находится в одном трехэтажном здании устаревшей проектной конструкции. В здании располагается 26 учебных кабинетов, из которых три кабинета - специализированные: химии, физики и информатики (с наличием действующих компьютеров модели GEG фирмы kraftway). На втором этаже школы находится спортивный зал, на первом - библиотека и актовый зал. На прилегающей к школе территории располагаются учебные мастерские, кабинет производственного и трудового обучения, гараж, стадион, учебно – опытный участок. 1.6.Содержание образовательного процесса Ведущим направлением работы школы на протяжении ряда лет является создание образовательного и воспитательного пространства для реализации личных возможностей учащихся разного уровня развития. Основные задачи, которые решал в течение ряда лет педагогический коллектив: - выявление условий для внутренней дифференциации и интенсификации процесса обучения; - преемственность начальной и основной школы, основной школы и старшей; - определение средств реализации идей воспитывающего обучения (традиции школы, передовой педагогический опыт, инновационный потенциал), создание воспитательной системы; - организация методической работы школы по преодолению неуспеваемости, отсеву и текучести учащихся. В школе три ступени обучения: Начальная школа - классы 1-4; Основная школа – классы 5-9; Старшая ступень – классы 10-11. Они различаются содержанием и системой организации образовательного процесса: классы специального коррекционного обучения, классы возрастной нормы, классы продвинутого уровня. В классах первой ступени школы учащиеся овладевают фундаментальными знаниями, понятиями, навыками, умениями соответствующими области человеческой культуры, а также основам личностно - ориентированного развития. Общая цель обучения в 5-9х классах состоит в создании для учащихся условий овладения базовым уровнем знаний и способами практической деятельности необходимыми для дальнейшего обучения в школе, среднее - специальных заведениях и трудовой деятельности. Обучение в 10-11х классах позволяет учащимся реализовать свой личный потенциал и продолжить образование и трудовую деятельность в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями. 1.7.Характеристика действующего учебного плана Учебный план школы содержит основной базовый компонент. Базовый компонент включает учебные предметы, позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту образования. Недельная нагрузка учебного плана не превышает максимально допустимой нормы. Учебный план (его построение) соответствует целям и задачам, стоящим перед школой: -создание условий для овладения учащимися базовыми учебными дисциплинами; -овладение основными знаниями, развитие и расширение кругозора в соответствии со своими возможностями и уровнем развития. 1.8.Организация образовательного процесса Обучение в школе организовано в две смены. Прием в 1 и 10 класс осуществляет директор школы в соответствии с законом «Об образовании». При наборе в первый класс ведется работа учителями начальной школы по подготовке и осуществлению преемственности между детским садом и начальной школой. Классы формируются с постоянным составом учащихся. По итогам первой четверти и года происходит внутренняя дифференциация с формированием классов специального коррекционного обучения. Школа работает в условиях пятидневной недели с шестым развивающим днем. В начальной школе учебная нагрузка составляет в среднем 22 часа, в основной школе - 25 – 28 часов, старшей - 30-35 часов. Учебно- воспитательный процесс на первой ступени строится в основном по традиционной классно – урочной системе с использованием интегрированной системы развивающего обучения. На второй ступени учебно – воспитательный процесс основывается на коррекционно развивающем, дифференцированном и развивающем направлениях подачи учебного материала. На третьей ступени преобладает классно-урочная система с применением лекционно – семинарских, частично - поисковых, исследовательских и проф. ориентационных систем обучения. Аттестация учащихся осуществляется со второго класса по итогам учебных четвертей, в 10-11х классах - по итогам полугодий, по пятибалльной системе оценивания и альтернативной в (1х – 5х). 1.9.Содержание внеурочной воспитательной работы в школе В течение последних лет педагогический коллектив школы работает над созданием воспитательной среды на основе сложившихся традиций, правил, норм. Решались следующие задачи: - формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях - развитие интереса учащихся к традициям своей школы; - формирование культуры поведения учащихся в школе и вне школы; - воспитание уважения к себе и окружающим; - развитие творческих способностей учащихся; - привитие сознательного поведения и самодисциплины. В основу воспитательной системы школы легли общешкольные дела и мероприятия: «День знаний», «День здоровья», «День учителя», «День экономики и бизнеса», «Новогодние вечера», «А, ну ка, парни», «Мисс Весна», «День юмора», «День Победы», «Экологический десант». В воспитательной работе осуществляется: - организация ценностно-ориентированной деятельности школьников; - организация общественной деятельности ; - организация эколого-туристической деятельности ; - организация спортивно-оздоровительной деятельности; - организация трудовой деятельности ; - организация познавательной деятельности. Основная задача организации ценностно – ориентированной деятельности состояла в формировании у школьников представлений об общечеловеческих ценностях и ценностях, выдвигаемых обществом. В рамках организации этого вида в школе проводились уроки и беседы: об этике и нормах поведения, духовных ценностях, нравственности и морали. Воспитание у школьников уважения к закону и поведения человека в рамках закона, развитие гражданской ответственности. Организовывались встречи с выпускниками школы, ветеранами ВОВ, интересными людьми п. Карымское и Читинской области. Проводились уроки мужества, исторические и литературные вечера. Устанавливались контакты с пограничными заставами Заб.ВО. Регулярно проводились встречи и беседы с правоохранительными органами как районного, так и железнодорожного отделов. В рамках эколого-туристического, спортивно-оздоровительного и трудового направлений в школе действуют экологический лагерь 6-8х классов, лагерь городского типа для учащихся 1-5х классов. Школьники активно принимают участие в экологических олимпиадах, в районном мероприятии «День земли». С целью стимулирования интеллектуально – познавательной деятельности учащихся в школе проводятся предметные недели, школьные олимпиады; работает ежегодно интеллектуальный лагерь. 4. Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспектив ее развития.См. Программу развития школы…Выделенные направления работы, проблемы, сопровождающие их реализацию и пути преодоления проблем, в целом, определяют целевые ориентиры управления качеством образования в школе. 5. Стратегические направления и ожидаемые результаты реализации программы управления качеством образования Программа управления качеством образования разработана педагогическим коллективом на период с 2005 по 2010 гг. Систематизировав социальные ожидания по отношению к школе нами были выявлены стратегические направления развития школы, обеспечивающие достижение нового современного качества образования в условиях школы. Каждое из данных направлений представляет собой систему решаемых задач и систему условий, обеспечивающих их решение (Таблица 2). Таблица 2 Стратегические направления развития школы, задачи и условия, обеспечивающие их решение
Реализация названых стратегических направлений позволит достичь результатов, отражающих новое качество образования (таблица 3). Таблица 3. Ожидаемые результаты реализации Программы управления качеством образования
Оптимальное управление качеством образования в условиях школы возможно, если задействованы следующие механизмы: административный, нормативно-правовой, организационно-управленческий, ресурсный, социально-педагогический, психолого-педагогический, мониторинговый. Перечисленные механизмы управления качеством образования в условиях школы, образуют системную модель оперативного управления качеством образования, основанную на принципах открытости, целенаправленности, целостности, функциональности. Дадим анализ управления качеством образования с учетом перечисленных механизмов.
Реализацию данного механизма обеспечивает администрация школы в лице директора и заместителей директора. Структура административного механизма основана на тесном сочетании линейных и функциональных связей в органе управления. Управленческая деятельность в рамках линейно функциональной структуры осуществляется по трём основным направлениям: -делегирование полномочий по выполнению отдельных служебных функций; -выделение организационных подразделений, специализированных на выполнении отдельных видов управленческой деятельности; - децентрализация принятия решений. Распределение сфер деятельности дополняется распределением функций, ориентированных на рабочие места с учетом личностно – ориентированного подхода к организации деятельности. В функциональном плане определяется содержание и объём должностных полномочий. Это отражается в документе (приказе). Функционал 1 . ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
Осуществляет руководство планированием работы школы
Реализацию данного механизма обеспечивают руководители структурных подразделений педагогической системы школы с учетом решения отдельных задач управления. Структура организационно-управленческого механизма основана на специализации в распределении основных функций при одновременной интеграции и количества труда, необходимого для обеспечения учебно – воспитательного процесса. Такая структура представляет демократически централизованную систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления, основанную на выполнении линейных и функциональных обязанностей. Функционал ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПО УВР - выполняет обязанности директора в его отсутствие; - организует учебный процесс (расписание, замена); - готовит отчетность по школе, осуществляет учет движения учащихся; - оформляет документы на зарплату (5 – 11 классы); - руководит и контролирует УВП (учет и фиксирование);
-оказывает методическую помощь: учителям, молодым специалистам; -руководит работой ШМО; - организует работу:
-планирование НМР школы и организация реализации плана НМР; - осуществляет контроль за состоянием классных журналов (5 – 11 классы). Функционал. ВТОРОЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПО УВР - учет и фиксирование:
- организует работу:
- готовит отчетность по начальной школе, учет движения учащихся; - ведёт и оформляет табель на зарплату по начальной школе; - воспитательная работа в 1 – 4 классах, работа кружков начальной школы; - состояние классных журналов в начальной школе; - работа ГПД (1 – 4 классы); - контроль за работой с неблагополучными семьями (1 – 4 классы). Функционал. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ - исследует состояние учебно-воспитательного процесса в школе и его результативность в рамках эксперимента; - оп |